Новости
Флорист Анжела Нам: «Самый запоминающийся букет – это букет, подаренный без повода»

Видели, что творится в цветочных магазинах и на базарах 7 и 8 марта? Кажется, продавцы букетов мысленно кричат  две фразы: «Это Спарта!» и «Мы богаты!». Мы расспросили владелицу салона «Цветофор» Анжелу Нам об особенностях работы в праздничные дни, а также поговорили о культуре дарения цветов. Спойлер: а вы знали, что многим девушкам родители запрещают принимать букеты, а многие мужчины искренне переживают, понравятся ли даме выбранные цветы.

Из юриспруденции во флористику

Флористом я стала случайно. Сначала по настоянию родителей закончила экстерном Российский государственный социальный университет  и получила диплом юриста-международника по гражданским делам. Месяца три работала архивариусом в нотариальной конторе, но быстро поняла, что  возиться с цифрами и бумагами  — не мое.

После были курсы ландшафтного дизайна и практика на фирме у дяди. Я полола грядки, копала землю, монтировала поливочную систему – все то, что делает чернорабочий. Должен пройти не один год, прежде чем специалист дорастет до того уровня, чтобы просто сидеть и рисовать дизайн сада в планшете. Я поняла, что физически не выдерживаю нагрузок.

Идея попробовать себя во флористике возникла в сложный период жизни: мне было 20 лет, я недавно родила и жила с ребенком у родителей. Нашла в Интернете курсы, сейчас я понимаю, что очень слабые. Но тогда из-за сложной финансовой ситуации пришлось выбрать самый дешевый вариант. Учиться мне нравилось: наконец не нужно с тяпкой возиться в земле под палящим солнцем!

Меня уволили через 3 дня

Наша семья живет в поселке Ахмада Яссави в Юкоричирчикском районе . Однажды мы с мамой выехали по делам в Ташкент. Проезжая мимо цветочного магазина, я вдруг решила устроиться туда на работу. Наверное, в глазах потенциального работодателя я выглядела максимально странно: заходит девушка, говорит, что умеет составлять букеты и готова трудиться бесплатно из любви к делу. Одета по-деревенски: невнятный кардиган, шерстяные носки, непонятные тапочки.

Хозяин магазина попросил составить букет вроде тех, что выставлены в зале. Тогда в моде были слои органзы, украшения в стиле «дорого-богато». Я толком ничего не умела, руки от волнения дрожали. Собирала композицию часа два, и не сказать, что результат получился хорошим. Все эти 2 часа бедная мама ждала в машине.

На работу меня взяли, но уволили через 3 дня. В первый день владелец магазина дал денег на дорогу, я растерялась и взяла. На самом деле «дорожные» были не нужны, так как я за рулем. На второй день я об этом сообщила, чем очень удивила директора. Он даже вышел меня проводить, посмотрел на новый папин кобальт и на следующее утро вежливо сообщил: «Простите, нам сейчас дополнительные сотрудники не нужны». Наверное, подумал, что я засланный шпион.

Так что период поиска себя продолжился: я работала секретарем-референтом, специалистом на визовой поддержке в турфирме, после чего, наконец, устроилась в другой цветочный магазин. Там я и получила практические навыки.

Букет нужно было защитить, как диссертацию

Как-то я услышала, что основатель Дома цветов Goodveen Рубен Саакян запускает курсы флористики. Стоили они порядка $600, и сумма казалась космической. Такие огромные деньги за неделю обучения! Но в меня внезапно поверила мама и дала денег из своих сбережений, хотя в тот период у нас были натянутые отношения.

Родители думали, что я пойду в семейный бизнес – они держат небольшое кафе в нашем поселке. Отсюда и курсы бухгалтерского учета, которые меня заставили пройти, и диплом юриста. Когда я ушла во флористику, папа с мамой отреагировали негативно. Им это казалось временным умопомешательством. Мама до сих пор каждые праздники приходит в салон и удивляется, что дочь уже 10 лет занимается цветами.

После курсов мне предложили стажировку с последующим устройством в Goodveen. Испытательный срок – месяц. Потом кандидат сдает экзамен на скорость и качество сборки букета, причем результат нужно еще защитить, как диссертацию. Работа у Рубена стала скачком вперед. На прошлом месте я подстраивалась под массовые запросы рынка: покупатели на базарах предпочитали огромные букеты роз с надписями «любимой мамочке» и т.п. Там не представляли сборку без скотча. Но что происходит, когда скотч пережимает стебли? Они ломаются изнутри, вода перестает свободно поступать к бутону, и цветы быстро вянут.

В Goodwin я проработала года 3-4, а потом меня уволили. Я улетела в отпуск в Москву на 2 недели, но по личным обстоятельствам пришлось задержаться. Вернулась через 4 месяца. Понятно, что столько Рубен ждать не мог.

Менять воду в цветах нужно каждый день. Но в салонах, где цветы стоят в холодильной витрине, делать это можно раз в 3 дня. Оборудование обеспечивает требуемые показатели температуры и влажности, при которых растения впадают в спячку и прекращают процесс роспуска бутона.

Перед тем, как поставить цветы в вазу, стебли нужно подрезать. Анжела говорит, что 30 секунд достаточно, чтобы на месте среза образовалась воздушная пробка. Она препятствует свободному прохождению воды, из-за чего букет вянет быстрее.

Для открытия салона нужна финансовая подушка на год-два

«Цветофор» изначально принадлежал другому человеку, я пришла в салон в качестве флориста. После премиального Goodveen состояние магазина казалось плачевным: неправильный уход, неправильная подрезка, иногда  цветы ставили в воду, не зачистив от листьев. Те, естественно, начинали гнить. Я начала постепенно менять подход.

Года через 3 владелец бизнеса предложил мне выкупить «Цветофор». Первое чувство, которое я испытала – это страх. Наемный сотрудник работает от звонка до звонка, стабильно получает зарплату и ни о чем не переживает. А предприниматель берет на себя большие риски и ответственность. Для покупки салона моих личных сбережений не хватало, но выручили родители — они дали часть суммы, плюс хозяин согласился на рассрочку. Первоначальный капитал я полностью пустила в оборот, в первую очередь на расширение ассортимента.

Сегодня флористика развивается семимильными шагами: в Ташкенте открывается масса цветочных магазинов, идет перенасыщение рынка. Но бизнесмен, который хочет войти в эту сферу, должен иметь финансовую подушку на год-два. Многие смотрят на дикие обороты 8 марта и не готовы к длительному затишью, которое наступает после. Летом в нашем бизнесе застой: люди уезжают в отпуска и за город, продажи катастрофически падают.

Кроме того, начинающие предприниматели не учитывают, что имеют дело со скоропортящимся товаром, и некондиционная часть подлежит списанию. Кстати, поначалу девочкам-флористам жалко выбрасывать некондицию: если попадается цветок со сломанным стеблем, то они просят разрешения забрать его домой. Однако проработав несколько месяцев, спокойно выбрасывают. Цветы тоже в некоторой степени приедаются.

От премиум-букета за 3.5 млн до мидл-сегмента за 200 тысяч

Импортные цветы «Цветофор» покупает у посредника. В Ташкенте работает одна фирма, которая собирает заявки со всего города, а потом делает заказ на аукционе в Голландии. Оттуда цветы доставляются самолетом через Германию или Турцию. Если я сделала заказ в понедельник, то к пятнице он появится в магазине.

Местные растения приезжают прямиком из теплиц в фургонах-рефрижераторах. Узбекские фермеры молодцы, земля их любит. Они научились выращивать цветы, которые раньше импортировались из Голландии и Таиланда. Например, орхидеи, розы, маттиолу, стрелицию, фаленопсисы. Те же розы голландских сортов зачастую окажутся лучшего качества, чем импортные, потому что последние прилетают обезвоженные, пострадавшие от перепада температур.

Еще 5-6 лет назад большую часть тюльпанов ташкентские флористы заказывали в Нидерландах. Сейчас 100% представленных на рынке тюльпанов — местные, причем это роскошные цветы множества сортов, форм и оттенков. Тот же антирринум (львиный зев), с которым мы играли в детстве, в несезон салоны импортировали за приличные деньги. А теперь его выращивают в теплицах круглый год.

В «Цветофоре» представлены букеты разных ценовых сегментов. Присутствует премиум: шикарный букет из пионовидных роз стоит порядка 3.5 млн сумов. Есть варианты за 150-200 тысяч для тех, кто хочет порадовать дорогого человека стильным и красивым подарком. Сейчас активно развивается тренд на оформление в корейском стиле. Его отличает многослойность упаковки, нежные пастельные цвета.

На рынке зачастую перебарщивают с оформлением: 3 кустика заворачивают в тонну бумаги или злоупотребляют украшениями. Декор нужно органично встраивать в композицию — нельзя, чтобы букет выглядел так, будто налетела стая бабочек и пытается его сожрать.

Хочу дать профессиональный совет: самый запоминающийся букет – это букет, подаренный без повода. Расскажу историю. Раньше в «Цветофор» каждый день приходил дедушка, по всей видимости жил неподалеку. Он был старенький, прихрамывающий на одну ногу. Каждый раз он покупал одну белую розочку. Дома его ждала лежачая жена, которая всю жизнь любила именно эти цветы. Иногда дедушка  приходил через день, периодически мы отдавали  цветок бесплатно. Но в какой-то момент он перестал заходить. Видимо, некого стало радовать белыми розами.

Для меня эта ситуация стала большим жизненным уроком: надо делать приятное близким просто так, без повода, потому что потом может быть поздно.

Подготовка к 8 марта начинается в «Цветофоре» за месяц: флористы нарезают упаковочную бумагу, заготавливают фурнитуру и сухоцветы. Закуп цветов увеличивается в 20-30 раз. Например, в этом году Анжела заказала 3 000 тюльпанов и сомневается, хватит ли этого количества.

8 марта – сумасшедшее время для флористов

В «Цветофоре» все пространство заставлено емкостями с цветами, на полу остается лишь узкая тропинка для прохода к стендам и подсобному помещению. Обычно девочки работают посменно, но в предпраздничный период выходят полным составом. Помимо четырех постоянных флористов в салоне появляются 3-4 дополнительные сотрудницы. За каждой закрепляю определенную зону ответственности: принимать заказы по телефону, отвечать в Instagram, быть за кассой, работать в зале с клиентами. Также подключаются друзья и родственники, потому что постоянно требуются руки, чтобы принести, подать, протереть, убрать. Две ночи накануне 8 марта рабочие: с 6-го на 7-е мы готовим букеты для корпоративных поздравлений, с 7-го на 8-е – для семейных.

8 марта – это сверхчеловеческие нагрузки: недоедание, недосып, работа в круглосуточном аврале, а прибыль не настолько велика, как принято думать. Приятно собирать букет не торопясь, осознанно, с любовью. Но в праздник идет лавина заказов, и флорист уже не думает о красоте, а работает, как конвейер. Например, приходит корпоративный заказ на 350 небольших букетов, по три тюльпана в каждом. На 55-м ты начинаешь ненавидеть эту рутину.

Мне боятся дарить цветы

Я — сапожник без сапог. Мне боятся дарить цветы, даже на дни рождения. Говорят: «Вдруг я куплю букет, а ты скажешь, что он некрасивый». В таких случаях я отвечаю: «Слушай, если бы я была шеф-поваром и работала на кухне – значит меня не надо было кормить?». Нет таких цветов, которые не понравятся, потому что в первую очередь это жест.

По опыту заметила, что мужчины часто боятся подарить неудачный букет своей даме. Они искренне переживают, советуются с флористом, понравится ей или нет. Мы стараемся вытянуть детали: есть ли у девушки любимые цветы (обычно даритель этого не знает), спрашиваем возраст, род занятий. Для скромной студентки соберем букет в нежных пастельных тонах, для решительной бизнес-вумен будем искать нечто броское и экстравагантное.

В Узбекистане не развита культура дарения и получения цветов. У нас не принято преподносить их просто так. Иной раз  женщина впервые получает букет в день свадьбы. В практике «Цветофора» были случаи, когда мы делали доставку, а девушка отказывалась принимать букет. Говорила, что мама не разрешает. Или принимала, но стояла в растерянности и спрашивала: «А что мне теперь делать? Куда деть цветы? Меня же дома поругают».

Еще бывает, что клиенты приходят в салон, смотрят на витрину и сомневаются, стоит ли покупать цветы. Причем это хорошо одетые люди, на дорогих машинах. Как-то мужчина постоял, подумал и ушел со словами: «Я лучше ей денег дам!».  Может, я мечтатель, но цветы — это знак внимания. Часто слышу, что букет  завянет. Но людям не жаль потратить те же 200-400 тысяч на ужин в ресторане, который тоже не останется с ними навечно.

От автора: раньше я не задумывалась о том, что многие девушки мечтают о цветах, но не получают их. На прощание Анжела собрала мне красивейший букет из розовых ранункулюсов, а в метро ко мне подошли две девушки и попросили сфотографироваться с цветами. И, счастливые, фотографировали друг друга в движущемся, неприглядном вагоне метро.

Букет из 101 цветка –как роль Гамлета для актера

Самый дорогой букет, который я собирала, стоил $1 000. Он был огромным и включал несезонные пионы. Такие букеты иногда называют протокольными, потому что они покупаются для того, чтобы отметиться – подарить знаменитости или супруге влиятельного человека. Отношение к цветам в данном случае не очень трепетное.

Такой букет собирают вдвоем, потому что в какой-то момент цветы перестают помещаться в руках одного флориста. На стол их класть нельзя, иначе примнутся лепестки, потеряется форма, да и в принципе не будет видно, как идет процесс. Сборка занимает час и по окончании работы дико болит спина, потому что удобно устроившийся на руках букет весит 20 килограммов – как капсула воды для кулера.

Почти у каждого начинающего флориста есть мечта собрать букет из 101 цветка. Это как роль Гамлета для актера.

Мечтаю стать цветочным брокером

Мечтаю попасть на цветочный аукцион в Голландии и посмотреть изнутри, как он работает, а то и стать цветочным брокером. Люди, которые думают, что там выращивается множество цветов, ошибаются. По факту Голландия выращивает только тюльпаны, но при этом она стала страной, где закупается весь цветочный бизнес. Те же голландские розы приезжают на аукцион из Эквадора или Колумбии, орхидеи – из Таиланда, а потом разлетаются по всему миру.

Есть и более реальная мечта: выйдя на пенсию, разбить сад и построить теплицу.

Бизнес-катастрофа

Катастрофой для бизнеса стала пандемия. Накануне локдауна я перевезла часть цветов домой, чтобы работать на доставку. Я отвела под растения отдельную комнату, в которой при помощи кондиционера поддерживала приемлемые условия. Сразу скажу, что заказов было мало.

Остальное мы просто раздали: выходили на улицу и дарили цветы спешащим по своим делам прохожим. Они радовались, а кто-то пытался забрать все букеты. Также мы дали объявление о бесплатной раздаче в Instagram, и наши клиенты приезжали за цветами.

Не закрыть салон в пандемию мне помогла искренняя любовь к флористике. Это то, что мне нравится, о чем я готова говорить часами.

Что делать, если цветы – это дорого?

Можно покупать сезонные цветы, они продаются по доступным ценам. В марте рынки заполняют тюльпаны, фрезии, гиацинты, маттиола. В апреле-мае появляются красивейшие пионы, многие люди ждут именно их. Если сейчас пионы стоят по 180 тысяч сумов за единицу, то в сезон цена будет варьироваться от 25  до 60 тысяч за единицу.

Лето – сезон ромашек, подсолнухов, гербер, гвоздик, альстромерий. Осенью глаз радуют роскошные, крупные розы. Зимой стоит приглядеться к хризантемам.

Екатерина Цой

***

Источник: «Корейцы Узбекистана» № 5 (81)

Мы в Telegram

ПАРТНЁРЫ