Новости
Дарующий надежду

Рональд ХОНГ — ортопед-протезист, директор международной благотворительной организации “New Норе Rehabilitation Foundation”.

Реабилитационный Центр, созданный Рональдом Хонгом в Ташкенте, единственный в Центральной Азии, где на безвозмездной основе оказывают помощь инвалидам. За период деятельности центр помог более чем 30-ти тысячам инвалидам, свыше 800 из них снабжены протезами и аппаратами. За последние пять лет 5-ти тысячам детей вручены ортопедические изделия. В республику доставлено и распределено гуманитарных грузов на общую сумму 3 млн долларов.

Регулярно проводятся благотворительные акции совместно с региональными правлениями Общества инвалидов Узбекистана для оказания бесплатной консультационной и ортопедической помощи уязвимым слоям населения.

Деятельность Рональда Хонга отмечена почётными дип­ломами и грамотами различных благотворительных орга­низаций, благодарностями от Министерства труда и социаль­ной защиты населения, Минздрава РУз, Узбекского общества инвалидов и других различных организаций республики, а также от большого количества граждан Республики Узбекистан, которым была оказана безвозмездная гуманитарная помощь.

Предисловие

«Когда я в Узбекистане встречаюсь с соплеменниками, меня не покидает мысль, что это потомки тех корейцев, которые покинули когда-то родину во имя свободы. Оставив своих братьев и близких, ушли в Китай и Россию. Впервые оказавшись здесь более двадцати лет назад,  вдруг понял, что не случайно судьба направила меня сюда, моё место здесь, рядом с этими соплеменниками. И поэтому, решив помогать им,  сначала составил план. Этот план не материального порядка, а духовного. Главное ведь — решиться душой. Я глубоко верующий человек, а когда молишься, часто приходит откровение. И это откровение повело меня сначала в Китай, потом в Россию, где я узнал, что в Узбекистане живёт значительное количество моих братьев и сестёр по крови». Этими словами начал беседу Рональд Хонг, американский кореец, живущий в Узбекистане почти двадцать лет. Он создал реабилитационный центр, чтобы инвалиды бесплатно могли обрести возможность свободного передвижения. На медицинском языке это означает — протезирование конечностей. На гуманитарном языке — безвозмездная помощь. И чтобы понять, как он пришёл к такому благородному решению, небезынтересно проследить его жизненный путь. Потому что «души прекрасные порывы» проявляются не просто так, они продиктованы, подготовлены всей предыдущей жизнью.

Детство и юность

Он родился на Чечжудо, расположенном на юге Корейского полуострова. Остров такой маленький, что только на огромных картах ему находится место. Ещё лет сто назад он был глухоманью, куда высылали каторжных. Немногочисленное население занималось земледелием, ну и, поскольку море рядом, рыболовством. С детства Рональд Хонг, впрочем, тогда у него было корейское имя Дэ Уг, рос исполнительным и старательным мальчиком, помогал дедушке возделывать огород, а в свободное время ходил с друзьями купаться, ловить рыбу. Отец Хонг Джонг Пхум был директором небольшого консервного завода и председателем попечительского совета школы, что говорило о большом уважении, которым он пользовался среди односельчан.

Здесь необходимо небольшое отступление. В годы японского колониального ига коммунистическая партия была самой решительной в борьбе за независимость страны и самой многочисленной. Но после освобождения идеи коммунистов не находили поддержки, и они всеми силами старались сохранить своё влияние. Её члены, а среди них было много выходцев с севера, работали в школах,  полиции, других госучреждениях. Использовали любой предлог, чтобы организовать протестное движение, добиться дешёвого авторитета у масс. Под их влиянием преподаватели местной школы предъявили отцу ультиматум — немедленно увеличить зарплату. Сделать это было невозможно, поскольку деньги собирались с родителей, а большинство жило бедно. Ну что выручишь на продаже двух-трёх мешков риса или кукурузы? Преподаватели стали требовать, чтобы родители продавали свой скот, на что отец сказал, что он на это категорически не пойдёт, даже под угрозой смерти. И тогда они действительно вознамерились его убить. Несколько раз они приходили по ночам с саблями и ружьями.

Не получилось. Тогда они решили оклеветать сына, написав ложный донос на него. Дэ Уга забрали в полицию, где он пробыл десять мучительных дней. Ежедневно его избивали, требовали признаний. Ничего не добившись, дело переправили в город. Там Дэ Угом занимался  следователь, который разобрался во всём и вскоре отпустил на свободу. В том же городе жил дядя по матери, владевший автомастерскими, юноша отправился к нему. До сих пор он помнит, какое это блаженство после тюремного земляного пола вновь очутиться в тёплой постели!

Отец приехал за ним сам. И первым делом спросил сына, действительно ли тот хотел убить его?  Когда Дэ Уг показал свои раны, рассказал, как били, добиваясь признания, отец заплакал… Немало дней прошло, пока залечились раны, почти месяц понадобился, чтобы тело окрепло как прежде. А вот юноша, которого забрали вместе с Дэ Угом и которого тоже били, не выжил.

Однажды отец позвал его для беседы. И сказал: «Ты всегда был весёлым, но после случившегося стал реже улыбаться. Те унижения, которые ты перенёс, воспоминания об аресте и побоях могут стать такими невыносимыми, что, возможно, не захочется жить дальше. Чтобы этого не случилось, иди в церковь. Иди к Богу, который примет тебя и спасёт!»

Не было случая, чтобы Дэ Уг ослушался отца. И тогда он тоже последовал его совету и навсегда поверит в Бога.

…А потом началась корейская война. Как известно, её начало ознаменовалось успехами войск Севера, которые, завоевав 90 процентов территории, продвинулись до реки Нактон. Тогда на Юге, боясь подрывных элементов в тылу, начали ликвидацию всех, кто так или иначе симпатизировал коммунистам или арестовывался полицией, полагая, что такие лица непременно поддержат северян. Время от времени мимо деревни Дэ Уга проезжали военные грузовики с арестованными: где-то на краю острова их расстреливали и сбрасывали в море. Он мог оказаться в их числе лишь потому, что некогда арестовывался по ложному доносу. На его защиту встала помощница пастора Ким Ин Ок.

Сказать, что патриотические чувства обуревали Дэ Уга, и он рвался на фронт, было неправдой. Гражданская война особого чувства патриотизма не вызывала. Но как законопослушный гражданин он пошёл одним из первых на призывной пункт, где зарегистрировался под четвёртым номером. Но удивительное дело, накануне подачи заявления жесточайшая дизентерия свалила молодого человека, он попал в больницу. И так происходило несколько раз. Кто бы мог поверить, что это не симуляция?

Однажды к ним домой пришла Ким Ин Ок и сказала:

— Действительно с тобой, Дэ Уг, происходят удивительные вещи. Ты ничего такого не принимаешь для симуляции болезни, но каждый раз заболеваешь перед призывом в армию. Наверное, это от того, что у тебя другое предназначение.

Тогда Дэ Уг не придал большого значения этим словам. Просто ему было очень стыдно, что он всё ещё не в армии. Тем более, что в Инчонской операции, переломившей ход корейской войны в пользу Юга, участвовали тысячи его земляков с острова Чечжудо.

Однажды ему понадобилось съездить в город, чтобы купить мелки, поскольку преподавал «ханмун» на курсах, тогда неграмотных людей хватало. На обратном пути он сильно ушиб ногу. Дело в том, что Дэ Уг уступил своё место одному инвалиду. Маленький автобус был переполнен, и  парню пришлось висеть на подножке. Как назло, встречный тяжёлый военный грузовик заставил автобус прижаться к обочине. Неожиданно возникший огромный валун ударил юношу по ноге. Боль была адская, место ушиба сразу превратилось в кровоподтёк. Два дня он не мог спать. Началось заражение крови, и его повезли в больницу. Там в больнице без наркоза сделали опера­цию — отрезали ногу чуть выше щиколотки.

Ужасная боль терзала его, превозмочь которую удалось  благодаря вере. Слух о юноше, который стоически перенёс операцию, распространился по округе: в больницу приходили взрослые и дети, чтобы специально посмотреть на него. Среди них была и О Хенг Сук, девушка, которая ему нравилась.

Дэ Уг выписался из больницы, дома продолжал проводить дни в молтивах. Однажды отец позвал его и сказал: «Дэ Уг, молитвами ты не проживёшь. Сбережений у нас особых нет, братья и сёстры тебя содержать не смогут. Средства для жизни ты должен заработать сам. Если не сможешь этого добиться, то всю жизнь будешь влачить жалкое существование. Поэтому ты должен покинуть мой дом и начать самостоятельную жизнь. Вот тебе бумажник с деньгами, хочешь, занимайся торговлей, а хочешь — учись. Но ты должен сам построить свою судьбу».

Дэ Угу стало страшно, но он не протестовал. Мать уговорила сына сестры стать провожатым. Собрал вещи. Вышел на улицу, глянул наверх, а небо жёлтое, и всё вокруг отдаёт желтизной. Решил поехать в Сеул.

Но сначала Дэ Уг отправился в Пусан, где жил двоюродный брат. От острова Чечжудо до этого порта ходил паром. Горько было покидать родимый дом, но душой он понимал, что отец тысячу раз прав — надо самому становиться на ноги. И потому обиды особой не было. В Пусане он узнал, что в столице есть основанный миссионерами «Северанс госпиталь», где делают инвалидам протезы. Поэтому, приехав в Сеул, он первым делом направился туда.

В этом госпитале не только изготавливали протезы, но учили ими правильно пользоваться. И вот во время адаптации Дэ Уг много помогал окружающим инвалидам и, может, тогда впервые понял, какую радость может доставлять такая бескорыстная забота о других. И ещё он встретил знакомого Но Юн Генга, который когда-то был пастором на острове Чечжудо. Он доверил Дэ Угу вести по будням службу в госпитале. Многие инвалиды хотели в воскресенье посещать церковь, но у них не было такой возможности. И тогда Дэ Уг решил из своих денег нанимать такси для них.

Подошло время выписки из госпиталя. Денег осталось совсем немного. Куда идти, что делать? Послал весточку родителям, пришёл ответ от матери — домой нельзя возвращаться. Побирайся, делай, что хочешь, но назад дороги нет. Оставалось идти на сеульский вокзал, там собиралось много «бомжей», авось что-нибудь подскажут. Решил напоследок оказать услугу собратьям по несчастью и два дня драил туалет. Слух о том, что Хонг дьякон навёл порядок в отхожем месте, распространился по всему госпиталю. Утром он уже собрался было уходить, как его позвали к миссис Адамс, которая была миссионером и главой попечительского совета госпиталя. Она ласково приняла робеющего юношу и сказала по-корейски: «Мистер Хонг, урига кхачи ильхапсида». То есть, предложила вместе работать. И никогда потом не пожалеет об этом, поскольку Дэ Уг делал всё, что требовалось. Чистил, убирал, носил заготовки для протезов, а это тяжёлые деревянные плахи. Был одновременно и за сторожа. Ему определили зарплату, место в жилом помещении для сотрудников. Он записался в миссионерскую школу и стал интересоваться изготовлением протезов, и его стали охотно учить. Особенно многому он научился у мастера по имени Кингсли.

Зрелость

Несмотря на протез, Дэ Уг был завидным женихом. У него не было, как принято говорить, вредных привычек, он был глубоко верующим, имел прилично оплачиваемую работу, снимал хорошую комнату у обеспеченного домовладельца. К тому же высок ростом, умён, красив и добр сердцем. И первыми обратили на него внимание его хозяева по жилью. Они очень хотели, чтобы молодой квартирант женился на их дочери. Были и другие партии, но ему понравилась сразу Сун Ен, с которой он учился в миссионерской школе. В семье девушки было семь сестёр и один брат. Родители были против такого жениха, особенно, когда узнали, что Дэ Уг родом из Чечжудо. Остров не пользовался популярностью, поскольку был местом ссылки. У Сун Ен был дядя, пользовавшийся репутацией хорошего физиогномиста. Он изучил данные её суженого и дал такую оценку, что лучшей партии для племянницы нет. Но и это не помогло. Тогда девушка просто ушла из дому. Они поженились. И вот, когда родился ребёнок, Дэ Уг впервые подумал об Америке.

«Северанс госпиталь» находился во дворе медицинского института, где занятия велись на английском языке. Сможет ли он дать такое языковое образование, чтобы дочка смогла учиться на врача? Ответ пришёл сам собой — нет. А если поехать в Америку? Там его дети волей- неволей будут знать английский.

В 1969 году он пошёл в посольство США. Ему сказали, что для получения визы нужно приглашение из Америки. И через какое-то время, к великому удивлению Дэ Уга, оно пришло. Дело в том, что один знакомый отправился в Америку учиться. С собой он взял резюме Рональда и передал его в одну из американских фирм, которая тоже изготавливала протезы. Фирме такой работник был нужен, так что в приглашении даже оговаривалась оплата — 3,5 доллара в час. Дэ Уг стал срочно продавать дом.

Перед поездкой он с женой поехал попрощаться с родителями. До этого они тоже навещали их, но получалось это не так часто, как хотелось. Уже в Америке наш герой узнал от жены, что отец имел с ней беседу наедине. Он сказал, что ему уже 63 года, но юбилей праздновать не будет. Тем более, сын будет далеко и неизвестно, как там всё у него сложится. Но когда ему исполнится 70 лет, хоть займите деньги, но приезжайте на юбилей. Помогать нам не надо, лучше выучите детей. И чтобы она заботилась о муже.

Чем больше времени проходит, тем чаще вспоминается Рональду отец. Ведь именно его стараниями когда-то в деревне была открыта начальная, а потом и средняя школы. Вместо того, чтобы отпраздновать юбилей, он на эти деньги организовал стипендионный фонд для учащихся. Нынешняя дорога, она тоже когда-то была проложена по его инициативе, это уже потом её покрыли асфальтом. И до сих пор шумят кроны сотен деревьев, которые первым начал сажать отец Дэ Уга и они разрослись в прекрасный парк.

И в трудную минуту Дэ Уга отец поддержал тем, что превозмог жалость и отправил его в самостоятельный путь. Ибо только таким образом одноногий инвалид может двигаться уверенно вперёд.

Последние семь лет до переезда Рональд Дэ Уг занимал должность директора одной из католических больниц Сеула и прекрасно понимал, что в США такой спокойной работы не будет. Так и оказалось: небольшой коллектив фирмы по изготовлению протезов жил и работал в постоянном напряжённом ритме. Самого хозяина-директора трудно было отличить среди других сотрудников, ибо большую часть времени проводил в рабочем халате. Вскоре Рональд стал одним из ведущих специалистов, а когда он изготовил два уникальных аппарата для инвалида, ему дали прозвище «Профессор». Его рабочий девиз был прост — надо всё делать добросовестно и аккуратно. Хотя многие заготовки в Америке изготавливались на фабрике, каждую из них требовалось приладить к конечности индивидуально, что всегда требует ручного труда и личного мастерства. А есть случаи, когда надо сделать протез полностью вручную. Яркий штрих — сама дочь хозяина два года училась именно у Рональда. Его не раз пытались переманить другие фирмы, но «Профессор» остался верен человеку, который не только пригласил его, но и сделал всё, чтобы он смог получить американское гражданство. Лишь спустя годы, когда он понял, что жизнь возлагает на него благородную миссию — оказывать безвозмездную помощь инвалидам и калекам, простился с родной фирмой.

Мудрость

В его ташкентский центр реабилитации «“New Норе Rehabilitation Foundation” приходят взрослые и дети, подавленные несчастным случаем или болезнью, а уходят с надеждой и верой на лучшее будущее. Не потому что приобретают возможность снова нормально ходить, а потому что виделись и общались с человеком схожей судьбы. С человеком, сумевшим не просто преодолеть несчастье, добиться поставленной цели, но и бескорыстно помогающим другим в буквальном смысле встать на ноги.

— Впервые я встретилась с Рональдом Хонгом в 2003 году, — рассказывает его ближайшая помощница и переводчица Александра Ким. — До этого слышала от кого-то, что он приехал из Америки и безвозмездно помогает инвалидам. Конечно, мы все знаем, что бывают такие спонсоры, и порой, может, не раз думали, что ж, если есть деньги, почему бы не помогать людям. Но одно дело, когда человек просто перечисляет энную сумму на чей-то счет, а совсем другое, когда он принимает личное участие в помощи. Мне довелось съездить с ним в США, гостить в его доме, и я видела, как он там жил, какой у него был достаток. Оставить такую налаженную и обеспеченную жизнь и приехать в Узбекистан, купить помещение, создать реабилитационный центр — на это, согласитесь, способен не каждый. Бесплатно день за днем, вот уже на протяжении 20-ти лет принимать инвалидов и по­могать им. Не сосчитать, сколько раз доктор Хонг ездил в Америку и сколько раз обивал пороги разных фондов и благотворительных об­ществ, чтобы организовать доставку гуманитарных грузов в Узбекистан.

Для каждого инвалида, кто получил протезы, различные аппараты, ортопедические устройства, это возможность обретения лучшего будущего. Взять Шухрата, которого подростком привели к нам де­сять лет назад. В годовалом возрасте с ним случилась трагедия — по недосмотру взрослых он лишился ног. Доктор Хонг изготовил ему протезы. Мало того, взял к себе на работу. Сейчас Шухрат сам неп­лохой специалист по протезам, женился, отец двух дочерей.

Девиз доктора Хонга — не просто помочь, но и подарить веру в свои силы. Потому что сам испытал в жизни горчайшие муки инвалид­ности, и знает, что побороть их можно только став самостоятельным. И я вижу, как он, превозмогая жалость, сурово требует от тех, кто пал духом, воспрянуть, брать пример с него. Для меня великое счастье помогать такому человеку, учиться у него и делить с ним доброту и сострадание к людям.

…Однажды из Сурхандарьи приехал кореец без обеих ног. Нет, не за помощью. Просто он услышал, что в Ташкенте есть его соплеменник, гражданин США, который бесплатно помогает инвалидам. Он просто хотел увидеть этого удивительного человека и пожать ему руку.

«Наши герои»
(книга четвёртая, 2015 г.)

 ***

Источник: «Корейцы Узбекистана» № 11 (87)

Мы в Telegram

ПАРТНЁРЫ