Новости
Директор школы Ольга Чен: «Школа — это тоже моя семья»

Ольга Чен — директор школы №11 в Андижане. Она мечтает о том, чтобы школа работала в одну смену, а также поставила в каждом кабинете дополнительную парту специально для родителей. Подробнее — в нашем интервью.

 

— Ольга Вячеславовна, вы уже 40 лет работаете в сфере образования, а с чего все начиналось?

— С раннего детства я мечтала стать учителем младших классов. Даже не знаю, в какой момент мечта появилась. Но отчётливо помню, когда заканчивала начальную школу, первая учительница Анна Ефремовна пожелала мне стать хорошим педагогом.

И мечта сбылась. Окончив школу, я поступила в Андижанской государственный педагогический институт. В 1990 году окончила его и начала работать учителем начальных классов. Затем совмещала работу педагога с работой завучем. После жизнь привела меня в ГорОНО на должность инспектора. Спустя некоторое время опять вернулась в школу, но уже в качестве директора. Я проработала директором школы №1 десять лет, вплоть до самой пенсии.

Но даже после выхода на отдых не усидела дома и вернулась на должность завуча. За время работы в школе №1 получила звание «Отличник народного образования Узбекистана», а также 4 раза награждалась нагрудным знаком. С 2009-й по 2014 годы была депутатом городского Кенгаша. А в декабре 2022-го меня назначили директором школы №11.

— Расскажите о школе, в которой вы работаете.

— Школа №11 рассчитана на 2000 человек, но здесь учатся 2800 человек. В штате работают 154 учителя, которые любят детей и работу. В этом году мы заняли шестое место на олимпиаде по английскому языку. На соревнованиях «Ibratli Ustoz», которые проводит ГорОНО среди учителей, наши преподаватели английского языка стали обладателями призовых мест. Поэтому могу с уверенностью сказать, что лучшие учителя английского языка работают в школе №11.

Не отстают от своих наставников и учащиеся. В этом году шестнадцать учеников cдали IELTS и досрочно поступили в вузы. Мы очень гордимся ребятами. Преподаватели и администрация трудятся и работают для того, чтобы школа занимала высокую строчку в рейтинге общеобразовательных учебных заведений Андижана, а также чтобы дети приходили не только за качественными знаниями, но и за тёплой атмосферой.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать директором?

— Директор должен быть уверенным в себе, вести за собой коллектив, создавать благоприятный климат. А ещё он должен быть настоящим, понимающим проблемы учителей и учеников. Чтобы руководителя уважали, нужно уважать коллектив. Важно не стоять на месте, всё время двигаться вперёд и вести за собой коллектив и учеников. Работа директора — умение сделать из невозможного возможное.

— За что вы любите свою работу?

— За искренние чувства детей. Мне часто доводилось слышать от учеников такие слова: «Как директор вы строгая, но мы всё равно вас любим». Это ценно, это позволяет гордиться своей работой. Не представляю дня, чтобы я захотела не пойти на работу. Несмотря на то, что уже вышла на пенсию, дома мне не сидится. Семья иногда начинает уговаривать уволиться и спокойно сидеть с внуками, но не могу, ведь в школе чувствую себя счастливым человеком. Вижу, как ко мне относятся преподаватели, дети, их родители. Школа — это тоже моя семья.

— Как изменилась сфера образования за последние годы?

— Сфера образования сильно изменилась. Облегчили труд учителя, убрали много ненужной работы. Сейчас педагог сосредоточен только на том, чтобы дать знания. Внедрение платформы kundalik.com помогло избавиться от бумажной работы, а ещё сблизило учителей и родителей. Конечно, бывает сложно, но наставники работают над собой и тоже учатся. В школах много современной техники, которая помогает в учебном процессе не только им, но и ученикам.

Благодаря нашему президенту и его вниманию к сфере образования, мы чувствуем поддержку. Мне также хочется поблагодарить хокима Андижанской области Шухратбека Кушакбаевича Абдурахманова за открытость и содействие в решении любых вопросов.

— Расскажите, сложно ли управлять учителями? А учениками? А родителями?

— Лично мне управлять учителями не сложно. За 40 лет работы накопила огромный опыт. Всегда стараюсь понять учителя и, если нужно, помочь. В нашей школе тёплые отношения в коллективе. На совещаниях мы решаем проблемы, обсуждаем важные мероприятия и события. Быть во главе такого коллектива  — одно удовольствие.

А вот с учениками и родителями, конечно, сложнее. Но точки пересечения найти можно. Каждый родитель в душе понимает, что учитель делает всё возможное для того, чтобы дети становились полноправными гражданами Республики Узбекистан. Педагоги дают знания, вкладывают силы, чтобы ученики нашли своё будущее, чтобы сбывались их мечты.

— Говорят, что современные дети «труднее». На ваш взгляд, это правда?

— Я иногда сравниваю детей прошлого поколения и современных учеников. У нынешних есть всё, что нужно и даже больше. И это не об удовлетворении базовых потребностей, таких как еда, одежда, игрушки. Это о том, что благодаря интернету у них много информации. Они не ограничены учебниками и школьной программой, могут заниматься и развиваться бесконечно. Современные дети очень эрудированные, многое знают. Но несмотря на это, мне всё же кажется, что ребята одинаковы в любое время.

Главное для учителя  тогда и сейчас — найти правильный подход. За время работы в школе я поняла одно: нет хороших и плохих детей. Задача педагога — работать с каждым, наставлять, помогать найти правильную дорогу в жизни. Иногда коллеги рассказывают про сложных учеников, которые пропускают занятия, не хотят учиться. В таких случаях говорю, что важно стараться, работать с ними, привлекать и заинтересовывать.

— Буллинг — довольно распространённое явление в школе. Вы в своей работе сталкивались с этим?

Бу́ллинг — англ. bullying в переводе запугивание. Буллинг представляет собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Может проявляться как запугивание, издевательства и другие формы агрессивного поведения. Чаще всего проявляется, когда присутствует какое-либо неравенство, т. е. тот, кого травят, отличается от других детей, или же когда силы неравны, и жертва демонстрирует, насколько сильно её задевают нападки окружающих.

— К сожалению, да. Дети очень разные, одни легко вливаются в новый коллектив, а другим нужно больше времени. Иногда случается так, что класс не принимает ученика. Но мы стараемся держать такие ситуации под контролем. В школе каждая пятница начинается с «Воспитания». Именно на этом уроке проводится работа по сплочению класса. Благодаря этим действиям у нас получается избежать агрессии.

— Как построена ваша работа с родителями?

— Я ежедневно работаю с родителями. Встречаюсь с ними, разговариваю, объясняю и рассказываю о нашей школе и учителях. У каждого родителя свой взгляд на то, как правильно учить. Моя задача, как директора, найти правильный подход, объяснить, что нужно делать именно так, как правильно. Если родители и учителя на одной стороне, то учебный процесс приносит больше результатов.

Для того, чтобы папы и мамы видели и участвовали в школьной жизни, мы ввели родительский контроль за прохождением уроков. Поставили в каждом классе по дополнительной парте, где написали, что она специально для родителей. Теперь они могут прийти на урок и посмотреть, как он проходит.

На парте лежит тетрадь, в которую родители записывают анализ урока, делятся впечатлением от увиденного и оценивают педагогов. Благодаря этому они стали больше ценить труд учителя. И если раньше папы и мамы думали, что коллеги не работают, не уделяют внимания их детям, то после такого посещения понимают, что в нашей школе работают на совесть.

— Какой бы вы хотели видеть вашу школу завтра?

— Конечно, хочется видеть её возглавляющей список лучших школ Андижана, чтобы учителя были полны энтузиазма и горели работой. А ещё хочется работать в одну смену. Тогда во вторую смену останется время для проведения кружков и дополнительных занятий по интересным направлениям. Это моя заветная мечта и главная цель. Надеюсь, что со временем получится этого достичь.

— Как директор школы проводит свободное время?

— Если честно, то у меня практически нет свободного времени. Весь световой день я нахожусь в школе. В 7 часов утра уже на посту: стою у ворот,  встречаю учителей и учеников. Вечера и редкие выходные провожу в кругу семьи.

Люблю, когда собирается наша корейская диаспора. На таких встречах с радостью беру на себя роль тамады: придумываю конкурсы, ищу интересные сценарии, благо сейчас в Google можно найти что угодно. В 2021 году для своей свекрови провела 90-летний юбилей.

— Ольга Вячеславовна, расскажите о своей семье. Какой путь выбрали ваши дети?

— Я вырастила двоих детей и очень горжусь ими. Сын закончил Андижанский институт народного хозяйства и работает в Национальном банке Республики Узбекистан. Дочь решила пойти по моим стопам. Она закончила исторический факультет Андижанского педагогического института. Работала учителем истории в школе,  сейчас находится в декретном отпуске. У меня уже трое внуков, безумно люблю их и балую.

— Завершая нашу беседу, какие советы вы бы дали родителям школьников?

— Любите своего ребёнка несмотря ни на что, даже если вам кажется, что он не удачлив, даже если он уже вырос. Не ждите, что сын или дочь пойдут по выбранной вами тропе. Дети должны выбирать свой путь сами, а задача родителя — помочь и поддержать. Не относитесь к их проблемам свысока и помните: маленькая, на ваш взгляд, беда в его мире огромна, потому что у ребёнка ещё нет того опыта, что накоплен у вас.

 

Кристина АГЕЙКИНА,

фото из личного архива О.ЧЕН

***

Источник: «Корейцы Узбекистана» № 12 (88)

Мы в Telegram

ПАРТНЁРЫ