Новости
Председатель «Победы»

Ему было 15 лет, когда произошло переселение корейцев с Дальнего Востока в Центральную Азию. Вместе с родителями он попал в колхоз имени Будённого Нижнечирчикского района Ташкентской области.

Досконально неизвестно, в каком классе он к тому времени должен был учиться, каково было его знание русского языка. Но вот такой пункт из его биографии: «после окончания средней школы стал работать инспектором в райфинотделе, а затем и заведующим сберкассой.

Согласитесь, не каждого вчерашнего десятиклассника возьмут на такую должность. Аттестат зрелости должен быть на высоком уровне, хорошая характеристика от школы или комсомольской организации. В те времена она имела большое значение. Возникает неизбежный вопрос: почему выпускник школы с такими данными не продолжает учёбу, не пытается даже поступить в вуз? Времена для переселенцев были суровые – действовали ограничения в передвижении, в получении паспортов, но при желании можно добиться своего. Всё упиралось в семейный вопрос.  Николай — старший сын, за ним – четыре сестрёнки и братишка. Отец уже к тому времени часто болел и мать подводило здоровье. Как принято в корейских семьях, пришлось первенцу взвалить на себя материальные заботы. Свыше десяти лет проработал Николай в финорганах. В 1956 году в его жизни произошёл крутой поворот. Это был период «оттепели», реформ в промышленности и в сельском хозяйстве. Партия в очередной раз объявила призыв — помочь селу кадрами.

Райкомовские функционеры разглядели в скромном финработнике качества, необходимые сельскому руководителю, предложили его кандидатуру на должность заместителя председателя колхоза «Новая жизнь».

У Николая Ивановича к тому времени всё устроилось: появилась своя семья, родились дети, братья и сестрёнка встали на ноги. Жена Евгения Максимовна — коллега, окончила с отличием финансовый техникум и работала фининспектором. В коллективе его уважали как опытного и честного работника, любой бухгалтерский отчёт он мог прочесть с листа. Теперь же предстояло вместо цифр иметь дело с живыми людьми, техникой, агрокультурами, землёй. Отсутствие знаний, опыта работы в сельском хозяйстве беспокоило больше всего. Спустя годы, будучи уже признанным руководителем колхоза, Николай Иванович окончит заочно сельхозинститут.

Но перед этим он пройдёт четырёхгодичную практику в колхозе «Новая жизнь». И оценка её будет высокой – его переведут заместителем председателя колхоза имени Ленина, одного из самых крупных и передовых в районе.

На новом месте было непросто:  председатель часто болел, поэтому многие вопросы Николаю Ивановичу приходилось решать самостоятельно. А поскольку колхоз успешно справлялся с планами, нашлись «доброжелатели», которые стали нашёптывать председателю, что новый зам его подсиживает.

В ситуации, когда нет согласия и понимания с непосредственным начальником, когда тот стремится по разным причинам уволить – страдают  и дело, и достоинство. Николай Иванович подал заявление об уходе. Но когда он пришёл в Аккурганский райком сниматься с партийного учёта, его попросили зайти в кабинет первого секретаря С.М. Таирова.

— Что случилось, Николай Иванович? — спросил Сеит Мамедович, усадив гостя и предложив пиалу чая. — Мы чем-то обидели вас, что решили переметнуться в соседний район?

Всё знал опытный партийный функционер товарищ Таиров. И даже то, что никогда Николай Иванович не назовёт истинную причину увольнения, не такой этот кореец, чтобы плакаться кому-то о своих обидах. А может, просто хотел проверить…

— Ничем не обидели, Сеит Мамедович, — улыбнулся Николай Иванович. — Просто захотелось на новом месте попробовать.

— На новом месте, говоришь, — усмехнулся Таиров. — В колхоз «Победа» пойдёте председателем?

Не сразу ответил Николай Иванович… Колхоз, носящий такое звучное название, терпел ежегодно поражения по всем показателям, и был самым отстающим хозяйством Нижнечирчикского района. Сколько критики в его адрес звучало с разных трибун и со страниц газет, сколько председателей сменилось.

—  Что, испугался? — засмеялся Сеит Мамедович. — А я вот верю в вас И поддержу всеми силами.

Умел товарищ Таиров убеждать людей.  Убедил и Николая Ивановича.

Так в 1964 году он стал председателем колхоза «Победа». И пробыл на этой должности 23 года.

Из воспоминаний внука, названного в честь деда Николаем:

— Мои первые воспоминания о дедушке связаны с тем, что каждый раз он появлялся во время завтрака не из соседней комнаты, а откуда-то с улицы. Не мог понять, где он спит и спит ли вообще по ночам. После завтрака он уходил, но я очень редко встречался с ним вечером. Потом мне объяснили, что он уходит из дома на рассвете, а возвращается поздно ночью. Летом мы его почти не видели: он ночевал во времянке, чтобы никого по утрам не беспокоить.  Сам кипятил себе чай.

Помню, как дед привёз из очередной поездки в Москву транзисторный приёмник ВЭФ, врученный ему как передовику сельского хозяйства на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства СССР. Дед подарил транзистор мне, и я очень гордился и дорожил этим подарком.

Из воспоминаний сына Вячеслава Николаевича:

— Отец рассказывал, что товарищ Таиров взял с него обещание вывести колхоз «Победа» в передовики через 3-4 года. Чего стоило отцу сдержать данное слово, знает, наверное, только он сам. До того, как стать председателем, у него были разные награды, но первый орден он получил, уже руководя колхозом. Главной победой папа считал, что смог убедить колхозников поверить в свои силы. Люди, которые работали с отцом, до сих пор вспоминают, как он вникал во все мелочи, успевал везде, не умел останавливаться на достигнутом. И с гордостью отмечали, как росла зарплата и годовые проценты в колхозе «Победа», как возводились объекты соцкультбыта, как выдавались чеки на покупку автомобиля. Не случайно, именно бригадир этого колхоза Владимир Дюгай впервые в истории Нижнечирчикского района стал депутатом Верховного Совета СССР. А кто знает, не будь в анкете Дюгая данных о высшем образовании, может, и не прошла бы его кандидатура. Это ведь отец, сам в 42 года поступив на заочное отделение сельхозинститута, заставил всех бригадиров колхоза учиться.

Новая двухэтажная школа, детсад, дом культуры — всё это построили при нём. До конца жизни жалел, что не успел как следует обустроить корейское кладбище, так как решил вначале привести в порядок мусульманское кладбище.

Рассказывал отец разные интересные истории. Например, такую. Зимой многие корейцы — руководители хозяйств Ташкентской области отдыхали вместе в Кисловодске. Так получилось, что все председатели были старше отца на 10-15 лет. И часто гоняли его, как самого молодого, в магазин за вином. Но затем решили изменить условия. За спиртным отправлялся тот, чьи годовые показатели оказывались хуже. Так что пришлось другим председателям побывать в роли посыльных.

А в начале 80-х годов отец вместе с группой орденоносных корейцев — руководителей колхозов, ферм, бригад посетил КНДР. Он часто вспоминал эту поездку, как его потрясла чистота на улицах Пхеньяна, ухоженность рисовых полей, сервис в гостиницах. Интересно, что делегацию из Узбекистана, в составе которой было несколько Героев Социалистического труда, таких как Хван Ман Гым, Кан О Нам и других, принимал лично Ким Ир Сен. К Николаю Ивановичу отношение в КНДР было особое: дело в том, что двоюродным братом его жены Евгении Максимовны являлся Нам Ир, долгое время занимавший  высокий пост министра иностранных дел Северной Кореи. Отец встречался с его детьми и родственниками, привёз от них подарки и сувениры. И маме было приятно узнать, что у них всё хорошо.

Дети Николая Ивановича и Евгении Максимовны не подвели родителей. Все  три сына и дочь получили высшее образование. А какое они получили домашнее воспитание говорит такой пример. Старший сын Лев Николаевич долгое время работал начальником стройуправления Главташкентстроя. Многие родственники и друзья, приходя к нему в гости удивлялись, что хозяин, занимая такой пост, никак не может сделать ремонт в квартире. Хотя бы кафель в ванной положил нормально, а то с другом во время отпуска налепил, и, надо отметить, не совсем профессионально! Но Николай Иванович как-то заметил – правильно, сынок, зато никто не смеет упрекнуть тебя в использовании служебного положения.

Когда в республике разразилось «хлопковое дело» я, конечно, волновался.  Был уверен в его невиновности, но тогда следственную  бригаду из союзной прокуратуры заботило количество заведённых дел, так  что обвинения сыпались налево и направо. И моего отца обвинили  именно в злоупотреблении служебным положением. Что он разрешил другим хозяйствам, не выполнившим план, собирать на полях колхоза «Победа» остатки хлопка. Но отец так действовал по указанию райкома, что было подтверждено позже. Так что он и его подчинённые не были привлечены к уголовной ответственности.

Отец учил нас трудолюбию, честности, не сдаваться в любой жизненной ситуации и достойно преодолевать трудности, встречающиеся на пути.

 

ИНФО

Николай Иванович ПАК (1922-1999 гг.) — председатель колхоза «Победа» Ташкентской области (1964-1987гг.)

Награды: ордена Трудового Красного Знамени, Знак почета (дважды), медали и грамоты.

Трижды избирался в областной Совет народных депутатов.

«Наши герои»,
книга четвёртая, 2015 г.

***

Источник: «Корейцы Узбекистана» № 8 (108)

Мы в Telegram

ПАРТНЁРЫ