Новости
Памяти мастера

В нынешнем году исполняется 95 лет со дня рождения художника Владимира Сергеевича Ана — члена творческой Ассоциации художников Академии художеств Узбекистана, кавалера ордена «Дустлик» РУз, почётного доктора искусствоведения Европейского университета (г. Москва).

Большого мастера не стало в 2019 году. Но его творческое наследие, запечатлённое в картинах, художественных миниатюрах, продолжает жить. Тридцать семь своих работ Владимир Сергеевич при жизни передал в дар Ассоциации корейских культурных центров Узбекистана. Их сейчас можно увидеть в художественной галерее Дворца. 

…Юноша застыл в изумлении перед расписными шкатулками, панно, пеналами. Он завороженно смотрел на всполохи красок, несущихся коней, златоглавые купола, трепетные берёзки, на сказочных красавиц и богатырей. Это было в 1948 г. в Третьяковской галерее, где состоялось его первое соприкосновение с миром искусства. Володя увидел произведения палехских мастеров и тут же принял решение отправиться искать тот самый Палех. Садился на поезда северного направления, оказывался в Новгороде, Иваново, выходил на каких-то полустанках и станциях, блуждал, но всё-таки нашёл небольшой посёлок городского типа и художественное училище. Только не повезло пареньку — занятия уже начались, в приёме ему отказали, посоветовав приехать на следующее лето.

…Детство Володи прошло во Владивостоке в Приморском крае, а юношеские годы связаны с Узбекистаном. В 1937 году семья будущего художника оказалась в Ташкенте. Родители — оба педагоги — не перенесли всех тягот и лишений переселения. В восьмилетнем возрасте мальчик остался сиротой. Бабушка и дедушка, на попечении которых он оставался, воспитывавшие его после кончины родителей, тоже ушли один за другим.

Учился Володя кое-как, всё больше трудился, чтобы выжить, но увиденное в Третьяковке и поездка в Палех заставляли его всё чаще задумываться о будущем. Тогда он решился поехать в Акмолинск к дальним родственникам. Подрабатывал как мог, и, накопив на дорогу денег, решился осуществить свою мечту: учиться живописи.

Юношу в Палехском училище  им.Горького встретили сердечно. Мир не без добрых людей! Завуч Николай Федорович Вихренёв был человеком добрейшей души. После долгой и сложной подготовки парень, хорошо обращавшийся с кетменем и серпом, не державший доселе в руках карандаш, всё-таки поступил! Это произошло в 1950 году. Училище имело государственный статус, обеспечение было как в интернате: выдавались кисти и краски. Но самое главное — учили! Пять лет Володя безвыездно прожил в Палехе, постигая русскую и мировую культуру.

Годы спустя Владимир Сергеевич с огромной благодарностью вспоминал своих учителей — Н.Зиновьева, корифея палехской живописи, И.Вакулова, Н.Правдина, Л. Буторина, Н.Котухина и многих других. Именно наставники оказали огромное влияние на его художественное мировоззрение и становление.

Володя окончил училище с отличием, поэтому ему было предоставлено право поступать в любое учебное заведение Москвы. Он остановил свой выбор на педагогическом отделении Московского высшего художественно-промышленного училища (знаменитой Строгановке), где получил специальность педагога и художника народных промыслов. Впоследствии талантливый молодой человек будет приглашён на работу в Художественный фонд Российской Федерации. Здесь же начнутся его первые самостоятельныe шаги в мир большого искусства. Он много ездил по стране, работал оформителем, дизайнером, художником-педагогом.

В 1961 г. В.Ан вернулся в Ташкент, стал преподавать в художественном училище им. Бенькова, затем возглавил отделение прикладного искусства, резьбы и керамики. Четверть века Владимир Сергеевич совмещал преподавание с творчеством. В этом человеке удивительным образом сочетались дар педагога-наставника и творца. У мэтра было много учеников, он воспитал не одно поколение талантливых художников – живописцев, мастеров прикладного искусства. И каждому старался привить любовь к Родине, самоотдачу, неустанно повторяя, что «мастер свободен в выборе темы, но не свободен от долга».

В 1980 г. в училище им. Бенькова по инициативе директора Э.Ахунова и при непосредственном участии В.Ана было открыто отделение лаковой миниатюры.   Владимир Сергеевич с энтузиазмом взялся за дело: составлял методические  разработки для практических занятий, календарный план и учебные пособия. Первый выпуск художников-миниатюристов состоялся в 1985 г. Элементы палехской росписи своеобразно заиграли в изделиях узбекских миниатюристов. В сувенирных магазинах появились шкатулки, пеналы, панно, табакерки, декоративные тыквы, расписанные восточными мотивами. Их охотно раскупали не только местные жители, но и в качестве сувениров увозили сотни гостей республики. Среди учеников Владимира Ана — Анвар Исраилов, Джалол Ашрапов, Расул Пулатов, Кошиб Омонов, Ильхом Шоякубов… Многие его подопечные принимали участие в экспозициях, проходивших на ВДНХ в Москве, неоднократно занимали призовые места, получали бронзовые медали. Сам наставник был удостоен бронзовой медали ВДНХ СССР и других наград. Владимир Сергеевич гордился своими учениками, чьи работы можно встретить в государственных музеях и частных собраниях.

Произведения художника Ана разноплановы. Это пейзажи, натюрморты, портретная живопись. Одно из ведущих мест в его творчестве занимает тема материнства. Она явно прослеживается в картине «Мадонна», являющейся посвящением женщине, матери, любви, жизни на земле. Его мадонны — узбекская, русская, корейская — преисполнены счастья, источают любовь, умиротворение. «Хивинская мадонна» — о директоре дома «Мехрибонлик» Вере Борисовне Пак, — является своеобразным гимном женщине, её подвигу в повседневной жизни. Совершенно другую сторону материнства передаёт полотно «Дорога в ад», где молодая женщина пытается уйти от своего плачущего ребёнка. Сюжетом для этой картины послужил случай, происшедший в действительности, который глубоко потряс художника.

Пройдёт ещё несколько лет, и Владимир Сергеевич донесёт палехскую живопись до Кореи. В Пхеньяне, в художественном институте он станет преподавать технику лаковой миниатюры и получит от правительства КНДР благодарственное письмо. Много позже в Республике Корея в частном колледже искусств мэтр будет давать по этому предмету частные уроки. Посещение исторической Родины послужило для Владимира Ана мощным творческим импульсом. Сказочная красота Страны утренней свежести, живописная природа, исторические и архитектурные памятники вдохновили мастера на создание целого ряда картин: «Музыка Алмазных гор», «Пейзаж Алмазных гор», «Водопад Курён», «Мёхянсан», «Пэктусан», «Ариран» и других.

Владимир Ан — участник более 30-ти международных выставок в Ташкенте, Москве, Сеуле, Пхеньяне, Монреале и других городах. Персональные выставки автора дважды проходили в Южной Корее.

Особое место в творчестве художника занимает тема переселения. Она представлена в работах: «Народная трагедия», «Прощание с Родиной», «Туманган — река слёз», «Небо корейца», «Мадонна 37-го года», «Первая весна» и других. Картина «Небо корейца» демонстрировалась на Всекорейском марафоне в сентябре 2007 года на острове Чечжудо, приуроченном к 70-летию переселения корейцев.

В 1995 г. в Сеуле вышла в свет его книга «История корейцев в рисунках», в 2002 г. — «Корейская диаспора ХХ-го века глазами художника», а в 2007 г. –  второе издание. На её презентации в Сеуле было отмечено, что книга является одной из ярких страниц пятитысячелетней истории корейского народа.

При этом в сердце автора всегда оставался Узбекистан: «Гимн узбекскому хлебу», «Мечта дехканина», «Портрет узбекской старушки», «Музыка Хивы», «Виды Самарканда», «Виды Бухары» и другие, — стали посвящением его щедрой и благодатной земле.

Многие выдающиеся исторические личности, борцы за независимость Кореи, известные представители корейской диаспоры Узбекистана запечатлены в портретах Владимира Ана — Афанасий Ким, Михаил Ким, Александра Ким-Станкевич; Герои Социалистического труда, знаменитые председатели — Ким Пен Хва, Хван Ман Гым; доктор химических наук Любовь Юн,  доктор экономических наук, профессор В.Ким и многие другие.

Все картины мастера написаны с большой любовью и искренностью: в каждую из он вкладывал свою душу, мудрость, силу таланта. В них всегда находили живой отклик исторические, философские, бытовые сюжеты. За всеми работами стоит многогранная личность автора, обладавшего способностью совершать крутые виражи, неподвластного времени и влюблённого в жизнь.

Ася Ким, Роза Лим,

фото М.ЛИ

                      

ИНФО

1967 г. – член Союза художников СССР.

1970 г. – награждён Почётной грамотой министра культуры Узбекистана.

1985 г. — Отличник народного образования СССР.

1995 г. – издание в Сеуле книги «История корейцев в рисунках».

1999 г. – награждён Почётной грамотой президента Республики Корея Ким Те Джуна и почётной медалью президента.

2001 г. — награждён орденом  «Дружбы» Республики Узбекистан (2001 г.).

2002 г. – издание в Сеуле книги «Корейская диаспора ХХ-го века глазами художника».

2007 г. — второе издание книги «Корейская диаспора ХХ-го века глазами художника».

2006 г. – включение В.Ана в список 100 лучших художников корейской диаспоры мира по итогам Всемирного арт-фестиваля в Нью-Йорке.

2007 г. – включение картины В.Ана «Великий шёлковый путь» в Большой каталог Международного арт-фестиваля в Ёсу.

2008 г. —  награждён золотой медалью Академии художеств РУз за выдающиеся заслуги в развитии изобразительного искусства Узбекистана.

ПАРТНЁРЫ